Статьи
Уроки Кеннета Чуна
Автор - Ray Van Raamsdonk

Впервые услышал о Кеннете Чуне в 1982 году, когда побывал в школе Эдди Чона в Сан-Франциско. Мне рассказывали, что вы могли бы слышать свист воздуха от его ударов кулаками, и что все удары ногами, которые наносил ему Эдди, Кеннет Чун легко блокировал только движением По Пай (Po Pai) из Вин Чун. Это было всё, что я знал.

В 1992 году я решил провести отпуск в Сан-Франциско и сумел связаться с Кеном через одного из его учеников. Я объяснил ему, что мы искренне хотели бы улучшить наши навыки. Кен согласился встретиться со мной. Я позвонил Джону Адамсу, одному из учеников Кена, и спросил его: "Чему хорошему можно научиться у Кена?" Джон сказал мне, что он очень и очень мягок, но он может пройти через вас, как горячий нож проходит через масло. Я уже читал статью о Кене в журнале "Внутри кунфу" (Inside Kung Fu) и получил хорошее впечатление, но я хотел выяснить, почему он так хорош. Наш клуб всегда подчёркивал важность хорошей позиции, точных углов, мягкости в контакте, липкости и правильного обучения в Чи Сау, а не только реального боя. Судя по своему практическому опыту, некоторые из нас были не так уж плохи. Естественно поэтому, что я задавался вопросом, как может мастерство Кена быть чем-то действительно отличающимся?

Потом я выяснил, что Кен был мастером мягкого подхода. Он был таким человеком, каким я всегда представлял себе идеального мастера кунфу. Многие боевые мастера могут полностью уничтожить противника, но мастер в моём представлении может делать это с совершенным контролем, с расслаблением, без необходимости запугивать или травмировать ученика любым способом. Является ли это вымышленным образом мастера из кинофильмов? Я не думал так, потому что мы сами делаем всё это с новичками. Естественно, что хороший мастер должен быть способным делать тот же самое с нами. Более важным для нас было не мастерство борьбы мастера, а его способность улучшить наш навык так, чтобы мы могли бы тоже достичь мастерского уровня. Кеннет Чун был слишком скромен, по моему мнению. Он чувствовал, что он был хорош, но не утверждал, что является лучшим. Он сказал нам: "Зовите меня просто Кен".

Кен предложил мне двухчасовой частный урок, чтобы объяснить его метод Вин Чунь. Первое, что он сказал мне, было "я хочу почувствовать ваш контакт". Вы можете говорить всё, что хотите, но вы не сможете скрыть недостаток навыка, когда вы находитесь в контакте с экспертом. В первый же момент Кен опрокинул меня. Никто не делал этого со мной в течение многих лет. Я уже знал ценность хорошей позиции из своих занятий каратэ, Хун Гар кунфу, тайцзицюань и Вин Чун. Очевидно, что моя позиция всё ещё не была достаточно хороша.

Затем он попросил, чтобы я напал на него. Я думал, что смогу сделать это, потому что, если имеется липкая рука, то я могу всегда применить Пак Сау или Лап Сау. Что-нибудь жёсткое я мог бы дёргать. К моему удивлению я не смог ничего сделать с ним. Кен не оказывал мне никакого сопротивления. Он был полностью расслаблен всё время. Никогда он не напрягал мускулы даже на мгновение. Мой успех был равен нулю.

В нашем клубе мы занимались довольно быстрыми руками, но, как только я думал начать что-то с Кеном, мне уже противостояли. Поток движений никогда не мог даже начаться. Кен сказал: "У вас, парни, слишком "заумные" руки". Мы всегда стремились к простым атакам, но у Кена они ещё проще. Когда Кен двигался, не было никаких сигналов, никаких движений. Он действовал без усилий, но бил очень мощно. Он не запугивал меня, а подавил своим мастерским навыком. Кен был всегда на один шаг впереди. Кен показал мне много разных вещей, но когда я уезжал, он сказал: "Главное, над чем вам нужно работать, это над позицией". Где я слышал это прежде? Кен не преподавал мне никаких определенных техник, никаких упражнений. Он также не держал что-то в секрете. У него не было никаких секретных движений. Удивительно, но моё искусство заметно улучшилось всего за два часа занятий. Когда я вернулся в клуб, я не имел никаких новых движений для показа, но мой способ исполнения техник, который я знал прежде, изменился к лучшему. Практика техники рук с экспертом и наличие правильной ментальной концепции есть то, что делает это различие.

Всем клубом мы решили, что должны пригласить Кена в Викторию для проведения семинара, и в январе 1993 года Кен согласился посетить нас. Я обнаружил тогда, что Кен мог говорить о Вин Чун без остановки почти 24 часа в день. Он был подобен океану знаний. Если бы мы могли поглотить их, он был бы счастлив отдать их нам. Он не верит в то, что вы должны иметь секретные техники в Вин Чун. Кен считает только, что если ваш Вин Чун ограничен, то вы будете вынуждены скрывать этот факт. Ничто не заменит реальный семинар мастера, но нижеследующие советы были даны Кеном членам нашего клуба. Возможно, они также помогут кому-то ещё.

Что я нашёл особенно полезным в обучении Кена, так это то, что он пытался улучшать наши навыки. Он не предлагал нам "более новые вещи", а пытался улучшить тот путь, которым мы уже шли. Я сказал бы, что младшие члены клуба не оценили Кена, но старшие члены были убеждены, что он показал путь, по которому нужно идти. Знания Кена были на очень высоком уровне, но его движения были чрезвычайно просты. Далее приводятся несколько советов Кена. Надеюсь, что я записал их правильно. Любые ошибки принадлежат мне.

1. Не будь жаден с ударами. Часто люди бьют без того, чтобы понимать это.
2. Вы не всегда должны ударять высоко. Это открывает вас низким ударам.

3. Многие люди не имеют никакого укоренения в позиции. Их позиция слабая, не вросшая в землю. Колени должны быть направлены внутрь. Вы должны чувствовать как вы "сплавляетесь" с землёй. Вы можете практиковать Вин Чун всю жизнь, но если ваша позиция плохая, то вы потратили впустую все ваши усилия. Если вы встретите на своём пути хорошего бойца Вин Чун, вы окажитесь в большой неприятности.

4. Не действуйте прежде, чем вы поймёте, что происходит. Вы должны почувствовать это сначала. Люди, напротив, часто действуют прежде, чем они чувствуют. Случайные удары не будут работать. Вы не можете полагаться только на скорость.

5. Голова не должна быть впереди. Держите голову сзади или она получит удар. Это также опускает всю позицию вниз, напрягаются руки. Держите голову вверх, и положитесь на ваш контакт.

6. Многие ученики используют слишком много силы. Помните, в Вин Чун грубая сила не должны использоваться. Мы все становимся старыми, и однажды вы уже не сможете полагаться на вашу мышечную силу. Скорость и сила ограничены. Вы должны понять это.

7. Очень важно соединить руки с ногами. Многие люди делают толчок назад вместо того, чтобы нейтрализовать силу, поглощая её или поворачивая позицию. Тренировка позиции, перемещения и повороты очень важны.

8. Когда противник отступает, не стойте на месте. Вы должны двигаться вперёд. Если вы стоите, то вы получите удар ногой.

9. Большинство людей при нанесении удара напрягаются и слишком полагаются на силу мышц. Ип Ман весил всего около шестидесяти килограммов и имел рост чуть выше полутора метров, однако, он имел очень тяжелый и мощный удар. Когда вы чувствуете мою силу, то ощущаете её мягкость, но всё же она очень существенна. Это сила, которую вы не можете игнорировать. Сила не увеличивается от напряжения, она не увеличивается от скорости.

10. Плечи не должны идти вперед. Они должны остаться сзади. Практикуйте первый комплекс медленно перед зеркалом и следите, чтобы плечи оставались сзади.

11. Встаньте прямо перед противником и поразите нижнюю часть тела по центральной линии. Встаньте перед противником правильно, прежде, чем вы ударите.

12. Не преследуйте руки противника. Только бейте по центральной оси противника.

13. Сложные движения не используют в Вин Чун. Нужно делать простые связанные движения.

14. Боль в плечах возникает от попыток бороться против силы. Вы не должны поднимать Бон Сау, это должна быть спираль вперёд с минимальным использованием плеча.

15. Старайтесь использовать концепцию нейтрализации силы по касательной к окружности. Окружность может быть горизонтальной, вертикальной или наклонной.

16. Многие люди применяют свою силу в неправильный момент. Пробуйте почувствовать наилучшее время для применения силы. Попробуйте почувствовать, когда возникает сила противника.

17. Не толкайте силу далеко. Почти все ученики, применяя Пак Сау, Бон Сау, Фоок Сау и По Пай, толкают силу далеко. Они испуганы силой, они хотят избавиться от этой силы. Вместо этого вы должны принять эту силу, приветствовать эту силу. Принцип Вин Чун - "Примите то, что приходит".

18. Когда вы изучаете Вин Чун, не думайте о подъёме штанги, о спортивных соревнованиях, о самообороне, о других стилях. Это уводит вас с пути Вин Чун. Ваше обучение будет намного более долгим, если вы делаете это. Первый шаг заключается в правильном понимании концепции Вин Чун. Получите основные навыки, а уж потом думайте о самообороне.

19. Для большинства людей бой слишком быстр, чтобы понять то, что происходит. Они должны почувствовать сначала, что происходит. Не двигайтесь случайным образом. Каждое движение в Вин Чун должно давать результат. Только не играйте руками (Примечание: Вон Шун Леун (Wong Shun Leung) также сказал нам: только не играйте руками).

20. Большинство учеников слишком напряжены. Вы должны постоянно напоминать себе о расслаблении. Напряженное тело не может хорошо работать. Вы быстро устанете и потерпите поражение против силы.

21. Потребуется время, чтобы изменить ваши старые привычки на новые. Изменение привычек начинается с появления правильной концепции в вашем сознании.

22. Комплексы должны выполняться медленнее и более мягко. Исполнение первого комплекса должно занимать двадцать минут. Больше не имеет никаких преимуществ. Когда ученик делает Тан Сау, вы не должны видеть явного движения. Аналогично, когда Фоок Сау идёт назад, вы не должны видеть явного движения.

23. Используйте "мягкую" энергию, а не "грубую" энергию.

24. Правильные стойки и повороты будут развивать мускулы, которые вы пока не развили. Эти мускулы расположены вокруг колена. Без этих мускулов ваша позиция будет слабой. Медленные Тан Сау и Фоок Сау первого комплекса также развивают мускулы вокруг локтя. Сила Вин Чунь скрыта от глаз. Мы не хотим иметь большие бицепсы. Ключ к развитию в повторениях.

25. Постарайтесь расслабиться, замедлиться, быть мягким.

26. Позиция развивается первой в результате повторения комплекса. Без надлежащей позиции точность ударов будет отсутствовать, и передача вашей энергии уменьшится. Без надлежащей позиции вы не можете нейтрализовать силу. Без надлежащей позиции вы будете терять баланс. Правильная позиция приходит от точного выполнения первого комплекса перед зеркалом. Чувствительность к силе приходит потом. Она возникает через длительный период времени от медленной практики липких рук. Тайминг появляется ещё позже. Скорость приходит перед энергией. Энергия приходит последней.

27. В бою думайте не о том, как ударить противника, а сначала думайте о своей защите.

28. Всегда идите кратчайшим путем, которым является прямая центральная линия. Противник может начать первым, но до цели мы добираемся скорее.

29. С возрастом ваше тело ухудшается. Вы не можете полагаться на мощь мускулов. Вы должны полагаться на позицию и чувствительность. Каждый противник имеет слабые места. Вы должны найти эти слабые места. Более рослый противник не имеет преимущества против позиции и чувствительности.

30. С хорошей защитой больший противник победит. Грубая сила имеет преимущество в этом случае. Меньший человек не может иметь хороших шансов против большего противника с защитой. Вин Чун использует элемент неожиданности.

31. Если противник может ударить вас ногой, то вы тоже можете сделать это. Если он может ударить вас кулаком, то вы можете ударить его. Когда он поднимает ногу для удара, вы можете ударить противника ногой по опорной ноге, в пах или в голень. Потом атакуйте.

32. Вы должны наносить удар через тело человека, а не целиться по поверхности. В этом главное. Толчок в плечо отличается от удара ладонью. Нужно очень мало силы, чтобы разбить противнику нос. Маленький человек не может прыгать вокруг, он должен бить по-настоящему.

33. Если вы ленивы, вы не будете учиться старательно. Если вы слишком жадны и хотите слишком много, вы также задержите своё развитие.

34. Не реагируйте, если нападение не происходит. Удар кулаком или ногой вы можете блокировать и победить противника. Пока он не оправился. Атака по центральной линии даёт вам преимущество.

35. Не смотрите на свои руки. Чувствуйте, что происходит. Не смотрите вниз.

36. В Вин Чун мы не говорим о ци (внутренняя энергия), изотонических или изометрических упражнениях.

37. Не имеет значения, кто от кого учится в мире Вин Чун. Важно другое: как много вы тренировались и насколько хороши ваши навыки?

38. С внешним методом обучения Вин Чун вы достигнете своего предела очень быстро. Вы можете тренироваться в течение десяти лет, а потом встретите кто-то, кто после одного года обучения соответствует вашему уровню. Вы спросите себя, что же я делал прошедшие девять лет?

39. Я учился у Леуна Шеуна с 1962 по 1967 год в течение пяти лет. Потом ещё пять лет с 1968 по 1972 год. Леун Шеун всегда предпочитал мягкий путь. Сначала многие из нас не оценили его слова. Потребовалось длительное время, чтобы его понять. Слова не могут адекватно описать путь. Вы должны почувствовать это прежде, чем вы сможете это понять. (Примечание: Кен практикует чистый Вин Чун, но он имел опыт практики с некоторыми из лучших мастеров тайцзицюань Чэн. Этот опыт окончательно убедил его, что он находится на правильном пути.)

40. Помните, что Вин Чун предпочитает мягкий контакт. Это стиль женщины. Ип Ман был маленький человек, но никто не мог коснуться его. Леун Шеун был большой человек, так почему же он должен учиться у маленького человека? Вин Чун внешне не кажется мощным стилем. Не думайте о мощи, скорости и красивой форме. Мы не хотим накачивать силу. Мы приобретаем энергию через мягкий контакт. В Вин Чун вы не можете видеть мускулы, которые развиты. Рост бицепсов не требуется.

41. В Вин Чун мы всегда готовы бороться. Мы не нуждаемся в разминке. Нам не нужно снимать очки и принимать боевую стойку.

42. Сможете ли вы защитить себя зависит от того, кто ваш противник. Сначала отработайте навык Вин Чун, а затем думайте о защите.

43. Кен сказал, что он всё ещё должен повторять тот же самый совет ученикам даже после десяти лет обучения. Ученики испытывают давление от внешних сил (боевые искусства, кино, статьи) и отклоняются от пути Вин Чун. Им нужно постоянно напоминать те же самые вещи снова и снова, как сломанная пластинка. Кен говорит о мягком контакте. Посадите это семя в своей голове.

44. Очень трудно сломать существующую структуру. Если вы приходите в Вин Чун из другого боевого искусства, то очень трудно изменить вас. Гораздо легче кое строить здание от фундамента, учить того, кто ничего не знает, чем ломать ваши старые привычки, ваши старые предубеждения. Требуется не менее двух лет тренировок, чтобы построить надлежащую основу. Требуется шесть месяцев усилий, чтобы поломать двухлетнюю привычку.

45. Кен сказал, что первый комплекс Вин Чун кажется глупым для других, но это очень хорошее боевое искусство. После пятнадцати минут правильного исполнения первого комплекса, вы должны хорошо разогреться.

Все эти советы есть только маленькая часть мыслей Кеннета Чуна. Каждый пункт вы, вероятно, слышали раньше. Каждый пункт имеет здравый смысл, но когда ученики применяют их Вин Чун, весь этот здравый смысл улетучивается в пылу схватки. Кен может применять то, что он советует. Только после встречи с Кеном я начал понимать многие из вещей, о которых я слышал прежде. Даже видео не делает этого. Один из наших учеников видел Кена на видео, но не получил от этого большой пользы. Когда он увидел живого Кена, он был потрясен тем, насколько Кен хорош в действительности, и как много он знает о Вин Чун.

Я назвал бы искусство Кена Чуна искусством ощущения. Очень часто, когда два бойца Вин Чун тренируются, их позиции, чувства и тайминг взаимодействуют неправильно. Оба бойца будут довольны, но, в действительности, они не знают ничего. По мнению Кена, наиболее важный элемент начального обучения - правильная стойка. Правильная стойка начинается с правильной позиции ног. Без правильной позиции руки и ноги не способны действовать надлежащим образом. Упражнения будут превращаться в упражнения только для рук. При этом ученики будут думать, что они учатся чему-то, но, на самом деле, они только тешат своё самолюбие, думая: "Да, мои руки становятся очень хорошими!"

Правильная позиция означает, что стойка, углы рук и центральная линия правильные. После этого вы готовы сделать второй шаг - использовать ощущение, чтобы почувствовать, когда и как нужно изменить свою структуру, чтобы соответствовать структуре противника. Мы должны сначала почувствовать, что происходит, а затем изменится так, чтобы соответствовать структуре противника. Эту часть обучения трудно пройти без практики боя один на один с тем, кто уже освоил это. По этой причине Кен хотел, чтобы мы чувствовали его, исследовали и экспериментировали с ним так, чтобы мы могли чувствовать, как он реагирует и изменяется согласно входу, который мы даём ему. Когда мы пробуем толкать его, тянуть его, цеплять его, изменять свою стойку, как он реагирует? Как он изменяется? Какие движения изменяют другие движения и почему? Это изучение ощущений должно выполняться очень медленно. Нужно добиваться применения надлежащего угла и давления.

Когда позиция правильная, правильное ощущение может применяться. Когда позиция и степень расслабления хорошие, то тайминг может применяться. Тайминг означает в течение какой фазы энергетического цикла противника вы применяете вашу энергию? При работе с Ке-ном он давал нам почувствовать пики и спады его энергии и показывал, когда нужно применить ваше движение. Он указывал, если мы использовали слишком много силы или слишком мало силы, если мы наклонялись вперёд или назад, если голова не сзади, если бедро не прямое. Он давал почувствовать различие. Этот элемент ощущения является очень важным. Упражнение двух человек без освоения этих правильных элементов не приводит к хорошему уровню навыка. Кен знал, что мы делаем много упражнений, но позиция, ощущение и тайминг у нас не были правильными. Поэтому он хотел, чтобы мы почувствовали эти вещи на нём так, чтобы мы поняли, что мы должны измениться, чтобы стать лучше.

Кен попытался передать нам правильную концепцию так, чтобы мы сначала поняли её разумом, потом дал нам почувствовать это и, наконец, передавал нам свой личный опыт. Из его опыта следует, что люди могут напряжённо заниматься в течение многих лет, но не получают ничего, потому что они имеют неправильную концепцию. Только выполнение упражнений ведёт к "разобщённому" искусству. Вместо этого, все позиции, ощущения и концепции должны быть связаны вместе в пределах структуры липких рук. Это нужно практиковать очень медленно сначала.

Обратите внимание: не имея правильной основы, которую Кен преподал мне на первой встрече, мне было бы трудно оценить его искусство. Иногда различные люди должны сообщить вам одно и то же прежде, чем это начинает доходить до вас.

Чтобы оставить комментарии, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.