Статьи
"О тренировках с деревянным манекеном" В. Чеун
Интервью с ГрандМастером Вин Чун Вильямом Ченом.

Вильям Чеун, почётный член “Зала Славы Чёрных Поясов”, обладатель титула "Мастер кунфу 1983 года", является возможно более известным, благодаря его роли в распространении и развитии искусства Вин Чунь на Западе. Вильям Чеун обучался в юности у Великого Мастера Ип Мана и был тем человеком, который познакомил с Вин Чунь своего друга детства, ставшего знаменитым мастером боевых искусств – Брюса Ли.

В период 1978-80 годов мастер Чеун был главным инструктором морских пехотинцев США на базе 7-ого флота в Японии. Его главной задачей было создание программы для обучения морских пехотинцев рукопашному бою и внедрение этой программы в практику.

Он также является автором множества бестселлеров. Широко известны его следующие книги: "Тайна Брюса Ли", "Вин Чунь Бил Дзи", "Мечи-бабочки", "Шест Дракона", "Как развивать ци", “Вин Чунь Чум Кил и применение", "Вин Чунь: техники деревянного манекена и применение" "Высший Вин Чунь: Чум Кил и Чи Сао". Две его учебные видеоленты, "Путь Вин Чунь" (части 1 и 2) несколько лет были лидерами продаж среди видеофильмов в Америке, Европе, Австралии и Гонконге.

В течение нескольких лет, кроме активного проведения рабочих семинаров с различными группами во всех концах света, мастер Чеун лично проводил учебный лагерь каждым летом в Австралии, который посещали не только австралийские мастера боевых искусств, но и многие ученики из-за границы.

В этом интервью мастер Чеун говорит о необходимом для учеников Вин Чунь тренажёре – деревянном манекене. Его мысли об этом, его личное понимание этой проблемы будут, безусловно, интересны для любого мастера боевых искусств.

Вопрос: Шифу, могли бы Вы рассказать нам немного об истории "деревянного манекена"? Когда он впервые стал тренировочным тренажёром в кунфу?

Ответ: История деревянного манекена уходит к временам храма Сил Лим (Шаолинь), к тому времени, когда на храм напали маньчжуры, которые его сожгли. В храме был коридор, в котором были установлены 108 деревянных манекенов. Ученики, которые подвергались испытанию, должны были двигаться по этому коридору и демонстрировать определённые техники на каждом манекене за строго определённое время, которое отмерялось горящей свечой. Манекены были устроены таким образом, что ученик должен был показать 108 позиций рук и ног прежде, чем он достигал конца коридора. Каждый очередной манекен имитировал нового противника. Когда храм был сожжён, большинство знаний относительно установки и конструкции манекенов было утрачено. Сегодня мы, как правило, используем один манекен, и, как основу обучения, применяем 108 различных техник.

Позже, когда на юге Китая местные жители, которые жили в лодках, изучали Вин Чунь и практиковали его, то вместо деревянного манекена они использовали мачту. К этому "туловищу" привязывали "руки" и "ноги" при необходимости. Когда стиль снова стал популярным "на земле", то все начали использовать подобную конструкцию деревянного манекена.

Чтобы сделать манекен, рыли яму глубиной около метра или чуть более. В яму устанавливали столб более двух с половиной метров длиной. Таким образом, это было не очень похоже на ту конструкцию, которую мы используем теперь (столб на раме, обладающей достаточной гибкостью). Такой, врытый в землю, манекен из-за его "неподвижности" и "жёсткости" называется "Сай Джон", что буквально означает "мёртвый деревянный манекен".

Позднее кто-то придумал крепить столб на деревянной раме, похожей на ту, которую мы используем сейчас. Такой манекен получил название "Сан Джон", что означает "живой деревянный манекен".

Вопрос: Какое китайское название используют для деревянного манекена особенно часто ?

Ответ: Общее название для манекена - "Мок Ян Джон", что означает "деревянный манекен".

Вопрос: Помните ли Вы о начале собственных занятий с Мок Ян Джон? Что Вы можете рассказать об этом?

Ответ: Когда мне было примерно 14 лет, я жил и учился у мастера Ип Мана. В то время обучение сильно отличалось от того, как это происходит сегодня, особенно здесь, на Западе. Сейчас люди собираются для совместных тренировок, и, фактически, выполняют собственные упражнения, а преподаватель уделяет им персональное внимание только изредка. Прежде, напротив, не было никаких коллективных занятий, которые мы наблюдаем сегодня. Всё было гораздо более "мягким" и "расслабленным", поэтому развитие ученика происходило намного медленнее. Например, я почти три с половиной года занимался только формой Сил Лим Тао прежде, чем мне позволили приступить к изучению чего-нибудь другого. После этого я изучал Чи Сао (практика "липких рук"), что заняло весь четвёртый год моей практики с Ип Маном. И вот, однажды ночью, когда все другие ученики ушли домой, Ип Ман позвал меня на кухню в задней и наиболее "глухой" части дома. Там он впервые познакомил меня с Мок Ян Джон. Он показал мне первые пять или шесть движений, что в то время считалось большой честью и знаком огромного доверия.

Вопрос: Изменилась ли конструкция манекена за это время или осталась той же самой?

Ответ: Когда в 1952 году один из первых деревянных манекенов того типа, который мы используем теперь, был сделан в Гонконге для моего брата, плотнику дали только грубый рисунок, сделанный от руки Ип Маном. Это было не слишком точным чертежом, поэтому "руки" манекена были сделаны слишком близко друг к другу и нам “не хватало места” для маневров и движений

В то время был только один плотник, которому доверяли делать Мок Ян Джон. Очень долго не только упражнения, но даже форма манекена сохранялись в глубокой тайне. В 1954 году во всём Гонконге было не более пяти или шести деревянных манекенов. Один из них был установлен на кухне Ип Мана.

Эти манекены не были ни в коем случае доступными для общего использования. Даже тем людям, которые обучались в школе Ип Мана не разрешали видеть, а тем более использовать Мок Ян Джон. Когда манекен не использовали, то "руки" убирали, а сверху на манекен набрасывали покрывало. Посторонний ничего не мог увидеть. Всё это очень, очень отличается от того пути, которым мы обучаемся и думаем сегодня!

Вопрос: Современные технологии представляют большие возможности для модернизации Мок Ян Джон? Если это так, то в каком направлении?

Ответ: Да, конечно. Вы видите, что я иногда наношу серии ударов слишком жёстко. У Вас может появиться психологический барьер, который мешает наносить все удары в полную силу. Из-за боли ваша техника становится измененной. Мне кажется, что тело манекена должно хорошо "поддаваться", чтобы Вы могли наносить сильные удары без проведения предварительной физической или ментальной подготовки. Кроме того, перекладина, которая поддерживает деревянный манекен, часто бывает слишком короткой, и ей не хватает гибкости, когда Вы наносите удары. Если эта перекладина будет более длинной, то манекен будет двигаться гораздо лучше.

Другое направление для модернизации – это подвижность манекена. Его можно изменить так, чтобы он во время тренировки перемещался, вынуждая ученика преследовать его и, таким образом, улучшая его подвижность и работу ног. Возможно, этого можно добиться, поместив манекен на ролики или что-то подобное подшипникам.

В прошлом существовали различные виды манекенов. Тот, который использовался в храме Сил Лим, состоял из центрального тела с "руками" и "ногами", которое было закреплено на растяжках с боков. Когда эта конструкция раскачивалась вперёд и назад с помощью растяжек, то "руки" и "ноги" наносили удары и заставляли ученика отрабатывать технику на движущейся "мишени".

Да, в деревянный манекен, даже тот, который мы используем сегодня, можно внести много изменений.

Известно, что существовал даже механический манекен, созданный человеком по имени Хо Линь. Этот мастер использовал двигатель, который двигал руки и ноги манекена довольно сложным, но всё же предсказуемым образом. Сегодня, имея компьютерные технологии, можно создать механический манекен, который будет действовать и реагировать случайным образом. Существует много и других возможностей.

Используя манекен, мы отрабатываем точность ударов, тайминг движений, а также подвижность и эффективную работу ног. Если мы хотим добиться большего, развить большую силу, манекен должен обязательно изменяться.

Во время тренировки с манекеном необходимо всегда использовать своё воображение. Вы должны воображать, что манекен является реальным противником. Нельзя обращаться с манекеном, как с "мёртвым инструментом".

Вопрос: Являются ли тренировочные упражнения с манекеном систематизированными в любой степени, то есть, существует ли какое-то движение ученика от более простых тренировочных упражнений к более сложным?

Ответ: Да, в Вин Чунь мы практикуем три различных формы, которые помогают развивать движение, технику, координацию, мышечную энергию и прочие качества, но они не дают Вам практического опыта применения техники к различным ситуациям. Именно поэтому деревянный манекен используется, чтобы развить навыки ведения боя. Существует 108 техник боя с деревянным манекеном, и все они изучаются в совершенно определённом и заранее установленном порядке.

Изначально система Вин Чунь была создана так, чтобы ученик мог достигнуть сравнительно высокого уровня мастерства за сравнительно короткий срок. Деревянный манекен использовался для того, чтобы помочь этому развитию. Он также использовался, чтобы обучить ученика поражать некоторые жизненные точки тела противника. В целом метод обучения был достаточно эффективным, но не простым.

Вопрос: Вы сами продолжаете регулярные тренировки на манекене?

Ответ: Да, конечно. Я практикуюсь почти каждый день. Так регулярно, как только могу.

Вопрос: Вы проводите свои тренировки в уединении. Мысли во время занятий должны быть направлены внутрь человека или наружу?

Ответ: Во время тренировки я выполняю комплекс технических действий в определённой последовательности. Потом я занимаюсь только одной техникой и исследую её разновидности и возможные применения. Когда я делаю это, мои мысли направлены наружу (я думаю о позиции манекена), для того, чтобы я смог проанализировать технику полностью. Во время исследований полезно смотреть на то, что происходит перед нами. Но при размышлении о комплексе упражнений мысли могут быть направлены внутрь.

Вопрос: Ип Ман был последним Великим Мастером системы Вин Чунь. Сколько времени он лично занимался с манекеном?

Ответ: Много! В течение долгого времени он был один, и единственную реальную тренировку он проводил с деревянным манекеном. Он рассказывал мне, что в дни его юности деревянный манекен был установлен на воротах со стороны дома, поэтому каждый раз, выходя из дома, он тренировался на манекене, а возвращаясь домой, повторял тренировку. Таким способом он получил большую практику.

Однако, следует всегда помнить, что манекен подобен только общему руководству для тренировки и необходимо тратить много времени, исследуя бесчисленные возможные варианты.

Например, китайцы использовали тренировочные методы подобные "визуализации" уже очень давно. Эта методика хорошо применима к обучению в боевых искусствах и особенно к тренировкам с деревянным манекеном. Манекен всегда следует рассматривать и представлять, как живого противника.

Эффективное обучение спаррингу является очень и очень трудной проблемой. Через визуализацию (мысленные образы) можно развивать стратегическое мышление и добиваться правильной реакции на действия противника. Очень важно использовать подобные методы во время тренировки с Мок Ян Джон.

Вопрос: Во время Вашего собственного обучения, были моменты, когда Вам казалось, что Вы достигли предела? Если это так, то как Вы это преодолевали?

Ответ: Человек может нанести тысячу, казалось бы, совершенно одинаковых ударов, но если Вы запишите их на видео и проанализируете, то обнаружите, что все они в чём-то различаются. Вы не можете сохранять постоянный уровень или стандарт исполнения техники на каждом занятии.

Занимающийся боевыми искусствами должен стремиться к тому, чтобы пытаться и делать лучшее из худшего. Если встав с постели Вы чувствуете себя неважно, Вы должны сделать лучшее из того, что можете в этот день. Только "чемпионы" или подлинные "мастера боевых искусств" способны на это.

Один совет, который я могу дать. Нужно поддерживать некоторое равновесие. Если Вы обнаруживаете, что в какое-то время ваша тренировочная программа становится слишком тяжёлой, следует или уменьшить программу или даже сделать перерыв. Невозможно выполнять предельные тренировочные нагрузки непрерывно. Мы можем всегда перейти к другим методам или аспектам тренировки, которые в данный момент лучше соответствуют нашему умственному или физическому состоянию. Существуют, кроме того, много различных аспектов тренировки. Мы можем тренировать глаза, мы можем работать над техникой рук, техникой ударов ногами, техникой перемещений, гибкостью, формами, оружием и так далее. Мы не можем делать все эти вещи каждый день, поэтому мы должны так планировать нашу тренировочную программу, чтобы она соответствовала нашему энергетическому уровню и ментальному состоянию.

Вопрос: Существуют ли какие-то типичные общие ошибки, которые ученики делают при тренировке с деревянным манекеном?

Ответ: Да, конечно! Наиболее общая ошибка состоит в том, что ученик сам “превращается в манекен”. В тренировке с таким жёстким предметом очень легко стать жёстким самому. Это - ошибка. Движение становится закрепощённым и ему не хватает "потока и непрерывности". Снова замечу, что лучшее средство борьбы с этим - сделать манекен более "мягким", в том числе и его "руки". Это позволит использовать манекен без подобного закрепощения.

Другая ошибка состоит в том, что многие ученики стремятся отрабатывать технику только на манекене. Чтобы овладеть "потоком и мягкостью", нужно практиковать технический комплекс, предназначенный для тренировки с деревянным манекеном, и без манекена. Вы увидите, что если Вы наносите удар по манекену и используете своё тело для получения большего импульса, то можете легко потерять равновесие, если манекен внезапно исчезнет. Поэтому, выполняя эти движения без манекена, мы развиваем более глубокое понимание равновесия и формы. Вы не должны нарушать свой баланс во время тренировки с манекеном. Вы должны всегда поддерживать физическое и ментальное равновесие организма.

Также, хорошо будет использовать техники из комплекса с манекеном в тренировке со своим партнёром. Это есть конечная цель тренировки с деревянным манекеном. Деревянный манекен подобен книге, которую мы читаем. Это есть ресурс для знания и развития, но это - не ответ! Если кто - то задаёт нам вопрос, мы не можем бросить в него книгу вместо ответа. Знание находится внутри книги и принадлежит ей, но мы должны прочитать книгу и сделать знание своим собственным.

Вопрос: В чём Вы видите главное преимущество от использования деревянного манекена в тренировке?

Ответ: Прежде всего, мы учимся поглощать и отклонять то воздействие, которое мы получаем потом от нашего противника. Манекен даёт прекрасные возможности для развития техники блокирования и парирования ударов. Он хорошо учит, как поглощать силу удара, и как отклонять эту силу. Манекен хорошо помогает в развитии тайминга, точности ударов и работы ног. Манекен очень полезен для тренировки глаз. Имеются, конечно, и другие плюсы. Например, возможность тренироваться одному, когда нет партнёра.

Вопрос: Может ли деревянный манекен быть полезен для представителей других боевых искусств?

Ответ: Конечно. Вы должны понимать, что мастер боевых искусств является хозяином своих тренировочных "инструментов", а не их рабом. Я не вижу причин, по которым мастера других школ и стилей не могли бы использовать манекен. Это можно делать, независимо от стиля, если использовать своё воображение. Визуализация имеет много положительных моментов, которые представители других стилей могли бы применить с пользой для себя. Деревянный манекен - это универсальное устройство. Я уверен, что манекен был бы полезен представителям многих других боевых искусств.

Журналист: Шифу, благодарю Вас не только за потраченное время и знания, но и за вашу готовность поделиться с нами вашим личным пониманием полезности и важности тренировки с деревянным манекеном.

Чтобы оставить комментарии, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.