Статьи
Мифы боевых искусств
Эта статья - давно обещанное мной продолжение разговора о боевых искусствах, посвященное тем легендам и мифам, кочующим из книги в книгу и из статьи в статью. При этом сами китайцы, японцы и т. п. прекрасно понимают роль этих мифов в рекламе своего духовного наследия и именно поэтому совсем не торопятся их опровергать. Более того, разнообразные фильмы с боевыми искусствами, ориентированные на западного потребителя, тоже активно эксплуатируют эти расхожие сюжеты. В результате многое в исследовании боевых искусств напоминает ситуацию со \"знатоками средневековья\", которые знают историю не по учебникам, а по историческим романам, хотя книги как минимум отражают точку зрения данного автора.

Происхождение большинства этих легенд есть тема отдельная, и я хотел бы отметить разве что негативную роль господина Хаберзетцера, книги которого, обильно цитированые нашими ранними авторами, послужили основным источником вышеуказанных мифов, особенно в отношении Шаолиня и каратэ.

Кроме того, есть такое важное понятие - \"мистическая история стиля\". Это как бы клановые легенды, для внутреннего употребления, часто создаваемые с учетом китайской ориентации на \"высокую старину\". Чем древнее направление и более известен его легендарный основатель, тем выше престиж школы.

Сюжет № 1. Шаолиньский монастырь как центр боевых искусств и злобные маньчжуры, которые его сожгли

Тема монахов-воинов всегда была источником определенных мифов, и я отсылаю читателей к работам А.А.Маслова, в которых он дал объективную оценку Шаолиньскому монастырю.

До начала XVI в. о монахах Шаолиня известно немного, в распространенных \"рыцарских романах\" типа \"Речных Заводей\" их нет, а история времени династии Тан сводится к тому, что монахи отбились от группы мародеров, а затем 13 из них помогали будущему императору Ли Шиминю захватить второго претендента на трон. Широко известна история о том, как шаолиньские монахи помогали минскому генералу Ци Цзигуану бороться с японскими пиратами вако. В действительности же речь шла не о регулярных отрядах монахов, а о двух людях с дипломом Шаолиньского монастыря, которые привлекались в качестве инструкторов для обучения войск. При этом при первой встрече друг с другом каждый из двоих пытался объявить другого самозванцем. Кроме этого, если мы сопоставим то, что мы знаем о шаолиньском направлении ушу, с тем, чему и как учил своих воинов Ци Цзигуан (например, групповой работе воинов с длинными копьями), то поймем, что основополагающей роли \"монахи\" не сыграли.

Нет в официальных летописях информации о сожжении Шаолиньского монастыря или каких-либо карательных мерах против него. Горел монастырь неоднократно, но исключительно по естественным причинам, так как в деревянный комплекс, расположенный на вершине холма, часто попадала молния. То есть горела деревянная часть построек, а каменный фундамент обычно оставался целым. Легенда же о сожжении монастыря и чудом оставшихся в живых нескольких монахах, разнесших учение по стране, вошла в \"мистическую историю\" нескольких школ \"нового времени\", возносящих свою историю к Шаолиню и связанных при этом с тайными обществами, ведущими борьбу с Цинской династией. История о сожженном монастыре являлась как бы дополнительным фактором, призванным подстегнуть в адептах стиля желание отомстить не только за произвол дней нынешних, но и за прошлые дела.

Остатки каменных фундаментов, сохранившиеся до наших дней, развенчивают и легенду о \"коридоре смерти\" как о серии сложных технических приспособлений-препятствий, которые монах-воин должен был преодолеть на \"выпускном\" экзамене. Дело не только в том, что дальневосточная техническая культура того времени не отличалась наличием сложных человекоподобных автоматов, но и в том, что, будь такие устройства в наличии, для их размещения, управления ими и технического обслуживания нужны были бы дополнительные помещения. А это наложило бы свой отпечаток на планировку подвалов.

Традиционные тренировочные снаряды Дальнего Востока, кстати, достаточно просты. Даже \"деревянный человек Вин Чун\" является уже достаточно сложным приспособлением по этим меркам. Здесь же речь идет о сложных самодвижущихся манекенах.

Кроме того, авторы подобных легенд обычно недопонимают того, зачем в монастыре все-таки занимались воинскими искусствами. Они рассматривались как своего рода приложения к медитации, комплексный тренинг духа и тела, позволяющий расширить знания об энергетике и дать бродячему монаху минимальные навыки самообороны. При этом подобный уклон Шаолиньского монастыря достаточно часто порицался другими буддийскими иерархами, которые считали, что задача монаха - обеспечивать безопасность страны на мистическом уровне, а не махать кулаками.

Вообще, следует разделять два явления. Монахов, занимающихся боевыми искусствами, и тех, кого следует называть храмовой стражей. Формально последние тоже могут считаться монахами и иметь минимальный уровень посвящения, однако в монастыре они занимают ту же нишу, что и дружина у светского феодала. Японские монахи-воины (сохэй) по преимуществу относятся именно к этому типу, тем более, что они очень часто являлись самураями, вынужденными временно отойти от мирской жизни. Кстати, приснопамятные Ослябя и Пересвет, отправленные Сергием Радонежским на Куликовскую битву, тоже были не монахами, с детства жившими в монастыре, а представителями военного дворянства, которых в монастырь скорее \"ушли\" и которые с радостью вернулись к прежнему занятию.

В Китае же возрождение Шаолиньской темы во многом оказалось связано с модой на него на Западе. Сам монастырь был ударными темпами отреставрирован и открыт после того, как его пожелал посетить отец Сёриндзи кэмпо Со Досин, а затем он стал одним из многочисленных способов пропаганды достижений китайской культуры и сшибания денег с иностранцев, желающих проходить обучение в легендарной колыбели ушу.

Сюжет № 2. Безоружные окинавские крестьяне, побеждавшие при помощи каратэ вооруженных до зубов самураев

Рассказывая о стремлении лишить местных жителей оружия, авторы обычно не принимают во внимание тот факт, что подобные мероприятия проводились в это время не только на островах Рюкю, но и по всей Японии. Это понятно, поскольку после объединения страны сёгунатом количество вооруженных людей должно было сократиться. Между тем, значительное количество оружия осталось на руках, и власти не без основания полагали, что люди, привыкшие зарабатывать на жизнь оружием и имеющие его на руках, могут пополнить ряды разбойников или асоциальных элементов. Особенно это стало важно после того, как в результате влияния европейцев японцы познакомились с таким явлением как массовое крестьянское восстание.

Изъятию подлежало только армейское оружие - мечи, луки, копья и т.п. \"Боевые варианты\" предметов сельхозинвентаря, естественно, не конфисковывали, что и стимулировало развитие оружия кобудо. Главное, что волновало власти - это не допустить, чтобы крестьяне были в состоянии вести организованные боевые действия.

Нет ни одного исторического свидетельства о том, что самураи княжества Сацума, патронировавшие Рюкю, наказали или казнили окинавца за занятия рукопашным боем. А вот данные о частом выяснении отношений меж самими островитянами встречаются достаточно часто, при этом большинство мастеров (Мацумура, Итосу, Мотобу и т.п.) тоже не относятся к числу простых крестьян - большая часть из них относились к среднему и высшему классу Рюкю и часто выступали в качестве носителей правопорядка. Да и самураев этих на островах Рюкю было не более пары дюжин, и обитали они в столице княжества, а не в прибрежных деревнях, в которых практиковало большинство мастеров каратэ.

Кроме того, победить самурая равного уровня подготовки было не просто. Ведь следует помнить, что в программу его подготовки бой без оружия тоже входил (а дзюдзюцу - это не только броски и захваты), катана позволяет вести бой на сверхближней дистанции (обратный хват не является исключительной техникой ниндзя), а те, кто распространяется о пробивании руками брони, не представляют себе структуру японских доспехов. Если на самурая и выходили, то не с голыми руками, а с подсобным предметом.

Кстати о кобудо. В арсенал серьезного искусства самообороны всегда входили подсобные предметы или их вариации, которые могут быть неплохо использованы в качестве оружия (хотя уступают \"оружию классическому\"), но при этом не рассматриваются как оружие властями. Поэтому можно провести аналогию между кобудо и некоторыми современными стилями, в которых уделяется большое внимание самообороне при помощи современных предметов постоянного обихода - трости, зонта, авторучки, шарфа, пиджака и т.п.

Сюжет № 3. Тхэквондо как вершина корейской воинской традиции

Доводы эти опровергаются достаточно просто. Можно посмотреть на то, что представляет собой как тхэккён, так и кулачный бой, приведенный в \"Муе тобо тхонджи\" и обнаружить, что демонстрируемая там техника имеет весьма малое сходство с базой ТКД.

Но ближе к делу. Японская оккупация 1910 - 1945 гг, во время которой колонизаторы проводили политику насильственной ассимиляции и подавляли все проявления истинно корейской культуры, практически пресекла целый ряд направлений корейских традиционных боевых искусств и наложила отпечаток на остальные - хотя бы тем, что занятия карате или дзюдо входили (и входят) в школьную программу вместо обычных уроков физкультуры.

После освобождения и по окончании войны 1950 - 1953 гг. в Корее существовало очень много школ (кванов), в которых практиковались бовые искусства с самыми разными названиями: тхэсудо, субак, субак-до, квонбоп, тэгён, тэсудо, тансудо, тэквонбоп и так далее. Большая часть из них или уделяла особое внимание технике ног и высоких ударов ими, или являлась \"адаптированным\" вариантом каратэ-до с теми или иными местными доработками.

До начала 60-х гг. эта тенденция развилась без попыток государства осознанно управлять развитием традиции боевых искусств. Перелом в государственной политике по этому вопросу наступил с приходом к власти авторитарного режима Пак Чонхи. Именно тогда впервые возникает стремление поставить боевые искусства на службу режиму, создав \"единое\" боевое искусство, которое находилось бы под контролем государства, в отличие от разрозненных направлений, которые могли служить прикрытием для организованной преступности (которая была в то время достаточно сильна) или каких-либо оппозиционных движений. Кроме того, такое боевое искусство явилось бы политическим орудием, символизирующим дух нации. В 1964 г. корейское правительство попыталось объединить все школы (\"кваны\") в ассоциацию единого боевого искусства, которому было дано название \"тэсудо\". Однако идея эта провалилась, поскольку многие мастера (например, Хван Ки, руководитель школы \"Мудоккван\") считали, что это приведет к утрате индивидуальности их направлений и падению престижа их школ. Тем не менее, в следующем году \"единый стиль\" был создан. Ведущую роль в его создании сыграл генерал Чхве Хонхи, занимавшийся ранее тхэккён и имеющий также черный пояс по каратэ-до. Новое искусство после долгих споров нарекли \"тхэквондо\", - не только потому, что так называлось боевое искусство, которое преподавал сам Чхве Хонхи, но и потому, что буквально слово это означает \"путь ноги и кулака\", тем самым как бы вбирая в себя все разновидности боевых искусств и являясь собирательным названием типа нашего \"рукопашный бой\", под которым можно понимать все, что угодно. Известно, что в 1966 г. Чхве Хонхи даже встречался с основателем кёкусинкай-каратэ, корейцем по происхождению Ояма Масутацу, предлагая ему объединить школы под общим названием \"тхэквондо\".

Окончательно процесс завершился, когда (уже после эмиграции Чхве в Канаду) 30 ноября 1972 г. был открыт Куккивон - громадный комплекс, объединяющий и стадион, и штаб-квартиру ВТФ, и Академию тхэквондо. Одновременно написалась история тхэквондо, напоминающая своим стремлением представить все многогранное развитие корейских боевых искусств как развитие тхэквондо и только тхэквондо (почти \"Краткий курс истории ВКП(б)\").

Прочие же боевые искусства периодически запрещались, а многие не прошедшие унификацию ТКД-образные стили (как, например, тансудо) стали считать разновидностью тхэквондо, и преподавание их за пределами страны было связано с очень большими трудностями.

Интересно, что в Южной Корее процессы эти начались, в общем-то, даже раньше, чем в Китае, где тоже начался процесс зажимания традиционных боевых искусств и создания на их базе унифицированного стиля спортивной направленности.

Такое положение напоминает и ситуацию в нашей стране во времена застоя, когда единственными разрешенными видами боевого искусства были самбо и дзюдо. Причина во многом заключается в том, что любая жесткая (тоталитарная) система стремится подавить и уничтожить любые иные общественно-политические или социальные институты кроме себя. Будь то церковь, патриархальная крестьянская община или школа боевых искусств, которая на Дальнем Востоке очень часто сочеталась с \"тайным кланом\", будь то тайное общество, преследующее политические цели, или криминальная группировка.

Сюжет № 4. Пацифист и гуманист Уэсиба Морихэй - основатель айкидо как системы, основанной на ненасилии

Для того, чтобы понять истинные мотивы О-сэнсэя, следует вспомнить, в какое время миру было явлено айкидо. Дело было вскоре после того, как на землю Японии впервые за 2000 лет ее истории ступила вражеская нога... По аналогии с проведенной ими в Германии денацификацией, американцы начали в Японии процесс, который можно было бы по аналогии с этим назвать десамураизацией. \"Самурайский дух как основная идеология военно-фашистского режима\" должен был быть безжалостно искоренен во всех его проявлениях. Жесточайшая цензура была введена в кино и на телевидении, а список запрещенных тем включал в себя мотивы кровной мести и верности долгу по отношению к господину. Национальные боевые искусства были запрещены. Параллельно с этим в страну хлынул поток мутной американской поп-культуры, что вызвало очень тяжелый нравственный кризис. Те, кто читал роман Кэндзабуро Оэ \"Опоздавшая молодежь\", очень хорошо поймут, о чем идет речь.

Уэсиба Морихэй, безусловно, был патриотом, но стоит заметить, что кроме мастерства в работе голыми руками, мечом и копьем, его боевая биография включает в себя и фехтование на штыках, по которому он был чемпионом дивизии - занятие, ориентированное отнюдь не на нравственное самосовершенствование, а на вполне конкретное военное применение. Разрабатывая айкидо, Уэсиба искренне надеялся, что занятия этим боевым искусством помогут японцам вернуть былой дух и обрести себя, оздоровить нравственный климат нации. Однако загвоздка заключалась в том, что боевые искусства были запрещены, и нужно было убедить власти в том, здесь речь идет вовсе не о них. Новое искусство действительно было непохоже на привычные каратэ или дзюдо и, в сочетании с рассуждениями Уэсибы о ненасилии, энергии, использовании силы противника против него самого, сумело преодолеть бюрократические препоны.

Между тем, если кто-либо имел возможность наблюдать работу самого Уэсибы, то мог заметить, что работает он достаточно жестко, а исполнению приема часто предшествует шокирующий удар. Можно вспомнить ранние фильмы Стивена Сигала (те, что в нашем прокате фигурировали под названиями \"Нико 1 - 3\"), где он расправляется с противниками, используя базовую технику айкидо.

Однако, у большинства европейских адептов айкидо, воспринявших заветы мастера недостаточно, оно превратилось в своего рода \"танец во Вселенной\". Между тем достаточное количество специалистов рекомендовало заниматься айкидо только после нескольких лет занятий более жесткими стилями. Заметим, что большинство российских мастеров этого направления прошли именно этот путь.

Что же касается разговоров об айкидо и полном ненасилии, то их в значительной степени следует воспринимать как отговорки для властей. Вспомним, в годы запрета каратэ у нас существовал такой термин, как \"китайская гимнастика ушу\", с помощью которого занимающиеся китайскими боевыми искусствами могли обойти проблемы с законом.

Сюжет №5. Выдающийся фехтовальщик всех времен и народов Мусаси Миямото

Миямото - это личное имя, Мусаси - название достаточно большой провинции. Таким образом, воспринимать его стоит не аналогично имени Вася Пупкин, а прозвищу - Никола Питерский, а таких Никол могло быть очень много. Тот, кто написал \"Книгу Пяти Колец\" - это Миямото Мусаси Синмэн. А были еще Миямото Мусаси Нагаёси, Миямото Мусаси Масана и т.д. Алексей Горбылев насчитал 11 таких Миямото Мусаси, которые примерно в одно и то же время следовали Пути мастера клинка, в той или иной мере прославившись своим искусством. Автор \"Книги Пяти Колец\" достаточно кратко излагает в ней свою боевую биографию. Первого противника убил в 13, потом - в 18, потом за 3 года убил в поединках около 60-ти человек, а потом занялся более серьезными вещами. Ни о серии схваток с представителями дома Ёсиока, ни о сражении на острове с Сасаки Кодзиро (Ганрю) он там не упоминает. Может быть, потому, что он не считал это важным, а, возможно, потому что эти подвиги совершал какой-то другой Мусаси Миямото.

Это, конечно, отнюдь не умаляет заслуг Мусаси Миямото Синмэна, который стал личностью настолько легендарной, что некоторое время спустя после его смерти подвиги всех прочих Мусаси Миямото стали приписывать ему.

Мусаси не был изобретателем одновременного использования двух мечей - школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю использовала эту технику, начиная с XIV в. Не этому посвящена и его книга, в которой он затрагивал вопросы более концептуальные и в основном анализирует именно работу с одним клинком.

Не считался он и самым великим фехтовальщиком - сошлюсь на мнение Донна Дрэггера, который упоминает, что и до, и после него были имена более известные, а сам Мусаси открыто признавал, что считает такого-то и такого-то лучшими бойцами чем он сам. Но в сражении при Сэкигахара он действительно участие принимал (кстати, не на стороне победителей), картины писал, и был не только одиноким воином с эксцентричным поведением, но и неплохим экспертом в дзюдзюцу.

Повезло Мусаси в другом - о нем написали замечательную книгу. Роман Эйдзи Ёсикавы, написанный в 1930-е годы и призванный дать тогдашней молодежи идеального героя, был переведен и у нас, и хотя его трактовка событий несколько отлична от реальных, именно описанное в нем послужило основным источником дальнейших мифов, в особенности тех, что были изложены в предисловии к \"Книге Пяти Колец\" в переводе Харриса, затем переведенной и на русский язык.

Сюжет № 6. Великий воин и великий боец Брюс Ли

Внимательное изучение биографии Брюса Ли позволяет понять, что его слава в значительной степени дутая. Вне всякого сомнения, Брюс Ли был хорошим киноактером, заслуги которого в деле популяризации \"китайского кунфу\" достаточно велики. Но представлять его великим воином и образцовым носителем традиции было бы ошибкой.

Начнем с того, что Брюс Ли никогда не участвовал в соревнованиях по воинским искусствам. Он устраивал показательные выступления, подбирая на них для себя несерьезных противников. Зато известен случай, когда уже незадолго до своей гибели Брюс Ли был побит двумя уличными хулиганами, не узнавшими кинозвезду. По этому поводу он даже обращался в суд, благодаря чему этот случай сохранился для истории.

Большинство его побед в \"поединках насмерть\" известно нам по книге его жены, в которой Брюс предстает эдаким рыцарем без страха и упрека. В действительности даже известная битва на крыше здания проходила несколько по-другому. Брюс сам послал вызов своему противнику Вонгу, и дело было вовсе не в том, что представители криминального кунфу возмутились против желания Брюса обучать белых китайскому боевому искусству. Такие поединки проходят по определенным правилам, и во время этой схватки Брюс периодически их нарушал, в то время как его противник старательно воздерживался от запрещенных приемов. Не желая опускаться до уровня Брюса и решать исход схватки таким образом, он прекратил поединок, формально признав свое поражение, но сохранил лицо и уважение окружающих, после чего длительное время преподавал кунфу в своем районе, имея достаточное количество продвинутых учеников.

Некоторые почему-то считают, что схватка Брюса Ли и Чака Норриса, случись она в реальной жизни, выглядела бы точно так же, как в фильме \"Приход Дракона\". В действительности высокие удары ногами появились в технике Брюса именно после знакомства с Чаком Норрисом, и пробовать биться с Чаком всерьез у Брюса желания не было. Обоим было ясно, что Брюс побеждает не де-факто, а в соответствии с сюжетом фильма.

То же самое можно сказать о его поединках в \"Игре смерти\" - с Чи Ханджэ и Дэном Иносанто. Первая попытка поработать с Иносанто палками против гибкого шеста завершилась тем, что мастер кали перебил шест Брюса, и пришлось изобретать бой с нунтяку. Чи Ханджэ поставил еще более жесткое условие - он остается в живых, сам признавая поражение, но побеждать его Брюс обязан именно техникой Хапкидо, так что присмотритесь к тому, насколько техника Брюса в поединке с ним отлична от его обычной манеры боя.

Последние годы Брюса Ли, если мы посмотрим внимательно, проходили в атмосфере полного бойкота его традиционными мастерами. Даже его первый учитель Е Мэнь (Ип Ман) отказался учить его дальше, когда в конце своей карьеры Брюс пожелал снова брать уроки винчун, обещая платить любые деньги.

Достаточно сложно говорить и о созданном Брюсом стиле. Брюс активно пытался противопоставить себя традиции и наплевать на старое. Разработанный им стиль представлял из себя нарезку из разных направлений, хорошо подходившую самому Брюсу, но малопригодную для передачи лицам с другими особенностями. Получилось \"лоскутное одеяло\", и каждый из продвинутых учеников Брюса создал на его базе что-то свое. Может быть, конечно, словами \"Мой стиль - это стиль без стиля\" именно это и подразумевал, но внутренние противоречия были и в системе тренировок. Брюс механически заимствовал то одно, то другое, не задумываясь о последствиях. В безумном желании быть первым он пробовал любые пути: допинги, стероиды, даже электромагнитный стимулятор сердечной деятельности.

Все это, естественно, более и более усугубляло энергетический дисбаланс в его организме и привело к тому, что произошло. Умереть от благоприобретенной аллергической реакции на таблетку от головной боли - жалкая смерть для человека, утверждавшего, что занимается боевыми искусствами как Путем гармонии духа и тела. Те же, для кого это действительно такой Путь, обычно подобных проблем со здоровьем не имеют.

Сюжет № 7 Ниндзя - спецназ средневековой Японии

Вообще-то проще сразу порекомендовать работы Алексея Горбылева, профессионального япониста, непосредственно занимавшегося историей ниндзя - \"Путь Невидимых\" и \"Когти Невидимых\". Потому мы просто перечислим основные моменты.

* Большинство исторических данных о ниндзя не содержат информации о них как о профессиональных убийцах, - как правило они именно шпионы, и если их с стоит сравнивать с современным спецподразделениями, то скорее речь пошла бы о войсковой разведке. Поэтому боевое искусство не было основным элементом их тренинга. ОФП, умение незаметно проникать и скрываться, тренировки памяти и паранормальных способностей для шпиона куда главнее, ибо самый лучший шпион - тот, которого вообще никто не увидел.

* Ниндзя НЕ превосходит самурая в открытом бою, и, собственно, вся его техника построена на том, чтобы быстро вырубить противника, пока он не начал с тобой сражаться или, выведя противника из строя шокирующим ударом, быстро покинуть поле боя.

* Кусаригама, сюрикэн и т.п. не являются специфическим изобретением ниндзя, и многие самураи тоже тренировались с этим оружием. Большинство \"оружия ниндзя\" есть скорее его рабочие орудия, способные быть использованы и для сражения.

* Массаки Хацуми - безусловно в высшей степени достойный человек и выдающийся мастер воинских искусств, однако связь его направления с классическим ниндзюцу многие японские исследователи ставят под вопрос. Это не умаляет эффективности его стиля и даже наводит на мысль: не отвлекает ли он таким образом европейских профанов от настоящей традиции?? А вот Сё Косуги этим не занимался никогда, и после падения интереса к ниндзя-теме он как-то исчез из большого кино.

* \"Черная пижама\" - маскировочный костюм, а не парадно-выходная форма, в которой ниндзя щеголял независимо от погоды, времени суток и типа задания. Оранжевых, голубых и красных ниндзя - не бывает.

* Прямой меч ниндзя - изобретение Хацуми. Сюрикэн прицельно кидается максимум на 10-15 метров, не втыкается в лоб и, чтобы убить наповал, должен попасть в уязвимую точку или быть отравленным. Огнестрельное оружие тоже имеет малое отношение к их исчезновению, ибо пиротехнику они активно применяли, а мушкет - оружие большого сражения, в которые они обычно не вступали.

* Как ни была красива легенда об убийстве князя Уэсуги копьем через дырку в сортире (она - одна из немногих, показывающих во всей красе то, как грязна бывает работа убийцы), в данном конкретном случае князь не был убит ниндзя, а преспокойно умер своей смертью.

Сюжет № 8. Гладиаторы как непревзойденные бойцы

В основном мы черпаем данные о них из \"Спартака\" или фильма с Расселом Кроу, в котором ни один из гладиаторов в этом фильме не был экипирован по древнеримскому канону.

Есть разница между схваткой на смерть и \"бутафорским\" поединком на арене. Бутафорским я его называю потому, что задача профессионального гладиатора всегда состояла не столько в том, чтобы убить противника в ходе схватки, сколько в том, чтобы доставить удовольствие публике ее процессом. Быстрый бой категории \"одним ударом - наповал\" не радует зрителей шоу, и потому на первый план выдвигается не эффективность, а эффект. Кстати, команда \"добить\" часто подавалась именно тогда, когда проигрывали \"топорно\".

Бой гладиаторов во многом сценичен. В обучение, например, специально входило искусство наносить удары так, чтобы они выглядели достаточно кроваво, но при этом не наносили бы реального вреда. В тренинг гладиатора входило обучение актерскому мастерству и эффектным позам, а в бою они (это видно хотя бы по фрескам) предпочитали рубящие удары, которые в сочетании с мечами того времени давали именно вышеописанный эффект.

Гладиатор против легионера? В моей первой статье мы говорили о противостоянии бойца и солдата. Это - поединщик, и его не учили строю, осаде, обращению с техникой и прочим вещам, куда более полезным на войне чем мастерство индивидуального бойца.

А как же всем знакомый Спартак? Пресловутое уничтожение отряда Клодия - не бой, а внезапная атака на лагерь римлян, не ожидавших, что белые рабы спустятся с Везувия. Дальнейшие войска, отправляемые против восставших, тоже состояли из городского ополчения, причем вместо того, чтобы сразу отправить серьезную армию, власти поначалу отделывались мелкими группами. Когда в Италию были стянуты действительно боеспособные части, лафа Спартака достаточно быстро закончилась. И более ни одно восстание гладиаторов не имело такого успеха. Значит, дело было в чем-то ином.

Гладиатор - не меньший символ, как рыцарь средневековья, и так же как рыцарь не обязательно носил полные латы, гладиатор не обязательно должен был всякий раз биться на смерть. Достаточно произвести некоторые расчеты, чтобы понять, что подготовка гладиатора должна окупить себя. Если вспомнить, сколь частыми и массовыми были представления, бойцов принимало участие в представлениях в одном Риме. Поэтому хороших бойцов берегли. Поединки профессионалов чередовались со звериными травлями и массовыми побоищами, в которых гибли не профессионалы, а дешевые и плохо обученные Грегарии.

Статья взята с сайта: http://www.rolemancer.ru Автор не известен.

Чтобы оставить комментарии, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.